Крайняя строгость закона — крайняя несправедливость © Марк Туллий Цицерон

О нормативном закреплении обстоятельств для принятия решения о реализации п.20 ст.397 УПК

Международные стандарты воспринимаются как правовые надгосударственные установления. Они служат ориентирами при определении направлений правового регулирования национальных отраслей права. Часто они содержат такие средства решения вопросов, которые без их наличия в международных рекомендациях отечественный законодатель самостоятельно усмотреть не смог.

В статье рассматривается вопрос о необходимости в законодательном порядке установить перечень обстоятельств, учёт которых на стадии исполнения приговора важен для принятия судебного решения по вопросу передачи лица, осужденного судом Российской Федерации, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Сказанное в полной мере относится к такому правовому институту как выдача осужденных к лишению свободы Российским судом для отбывания наказания в государства, гражданами которых они являются. Данное правовое «ответвление» в уголовном судопроизводстве так же, как и ряд других, базируется на международных актах. Базовым документом, определяющим границы вопроса и его основное содержание, является Конвенция о передаче осужденных лиц. Заключена в г. Страсбурге 21 марта 1983 г. [5]. Ее положения расширены Европейской конвенцией о международной действительности судебных решений по уголовным делам [3] и последующими международными соглашениями: Совета Европы дополнительным протоколом к конвенции о передаче осужденных лиц (ETS № 167) (Страсбург, 18 декабря 1997 г.); Конвенцией о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (Москва, 6 марта 1998 г.) [4, с. 47-53].

В вопросе о передаче лица, осужденного судом Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, особо пристальное внимание должно уделяться выдаче лица, осужденного за экстремизм. Экстремизм (от латинского extremus — крайний) — это теория и практика достижения социально-политических, религиозных, национальных целей посредством радикальных («крайних»), запрещенных способов. Под крайними способами понимается недозволенное законом применение силы, насилие, посягательство на права и свободы человека и гражданина [5].

По форме и интенсивности проявления экстремистскую деятельность, указанную в российском Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» для более глубокого научного анализа, целесообразно группировать следующим образом:

  1. Ненасильственный уровень, охватывающий:
    • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
    • пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
    • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
    • совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ);
    • пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
    • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
    • организацию и подготовку указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
    • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
  2. Насильственный уровень:
    • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
    • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
    • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением.
  3. Высокий уровень насильственной деятельности как крайнее проявление экстремизма — терроризм:
    • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
    • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность.

Исходя из положений примечания 2 к статье 282.1 УК РФ к числу преступлений экстремистской направленности относятся преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (например, статьями 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ, пунктом «л» части 2 статьи 105, пунктом «е» части 2 статьи 111, пунктом «б» части 1 статьи 213 УК РФ), а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание.

Экстремистские проявления в зависимости от форм проявления, а соответственно от уровня опасности для Российского государства, общества целесообразно условно подразделить:

  1. Разовые проявления (единичные случаи, пусть и разной интенсивности).
  2. Системные проявления экстремизма. Уровень противостояния обществу и государства в форме массовых выступлений.
  3. Высокий уровень проявления, когда подавление экстремистских проявлений требует проведения антитеррористических операций с привлечением вооруженных сил.
  4. Экстремистские проявления государственного уровня. Когда его (экстремизма) элементы являются способом организации и управления государственными делами.

В России определены правовая и организационная основы противодействия экстремистской деятельности. Предпринимаются меры по разработке системы эффективных уголовно-процессуальных средств, способствующих если не искоренить, то сдерживать различные формы негативного воздействия на общество. Современные обстоятельства позволяют заключить, что Россия комплексно подходит к борьбе с экстремизмом, национализмом, фашизмом.

Недостатки противодействия экстремизму в сфере уголовного судопроизводства можно сгруппировать следующим образом:

  1. Высокий уровень латентности преступлений экстремистской направленности, имеющий место при ненасильственном уровне его (экстремизма) проявлении. Только небольшая часть преступлений попадает в поле зрения правоохранительных органов, а следовательно, уголовные дела не возбуждаются, уголовное преследование не осуществляется, создается благоприятная атмосфера для формирования выступлений насильственного порядка.
  2. Преступления насильственного уровня расследовать очень сложно. Сложность проявляется в ограниченной возможности выявлять всех лиц, участвовавших в конкретных эпизодах экстремистской деятельности лиц и привлекать к уголовной ответственности.

Названные факторы не позволяют активно и эффективно вести борьбу с экстремизмом. Благодаря этим факторам преступные элементы сохраняют возможность не только поддерживать на прежнем уровне экстремистский «прессинг» общества и государства, но и расширять сферу деятельности, повышать уровень общественной опасности экстремистских проявлений. Данное утверждение подтверждает судебная практика. За преступления экстремистской направленности было осуждено в 2008 году — 143 лица, в 2014 — 409 [8]. Только в 2014 году возбуждено 591 уголовное дело о преступлениях экстремистской направленности, что на 28 процентов больше, чем в 2013 году. Расследовано 4 уголовных дела об организации преступных экстремистских сообществ. Обвинительные приговоры по ним вступили в законную силу. В 2013-2015 годах привлечены к уголовной ответственности 25 человек за организацию деятельности экстремистских образований [1].

Положительная динамика развития экстремизма наблюдается на территории ряда стран Ирака, Ирана, Афганистана, Сирии, Саудовской Аравии, Украине и пр. Дальнейшее его развитие ведет к углублению серьезных трудностей для России в управлении обществом [2]. Таким образом, задача продолжить поиск новых форм противодействия экстремизму продолжает оставаться актуальной и в настоящее время.

Эффективным следует признать комплексный подход следственного комитета Российской Федерации к уголовному преследованию лиц, совершающих преступления экстремистской направленности. Комплексность прослеживается в следующем:

  1. Уголовные дела возбуждаются по преступлениям, совершенным не только на территории России (внутренний экстремизм), но и с экстремистскими проявлениями вне пределов юрисдикции России (фактор территориальности).
  2. Уголовное преследование осуществляется не только в отношении граждан России, носителей экстремистских наклонностей, но и в отношении граждан иных государств, совершающих преступления экстремисткой направленности, а также лиц без гражданства, проживающих на территории других государств (фактор субъектности).

Уголовное законодательство России предусматривает возможность уголовного преследования лиц, совершивших преступления международного уровня на территории других государств. Право России привлекать к уголовной ответственности по Российскому законодательству иностранных граждан, лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Российской Федерации, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации против интересов Российской Федерации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации закреплено частью 3 статьи 12 УК РФ.

С учетом вышеназванного комплексного подхода для более качественного анализа и принятия судебных решений при постановлении приговора, а впоследствии решения вопросов исполнения приговора (ст. 396 - 400УПК РФ), важно учитывать факторы:

  1. Уголовные дела по преступлениям экстремистской направленности, совершенные на территории Российской Федерации. При этом по отдельным подгруппам должны исследоваться:
    • материалы уголовных дел по преступлениям экстремистской направленности, совершенным на территории Российской Федерации гражданами России.
    • материалы уголовных дел по преступлениям экстремистской направленности, совершенным на территории Российской Федерации лицами, являющимися гражданами иного государства или не имеющими гражданства, но проживающими на территории иного государства.
  2. Уголовные дела, возбужденные следственными органами России по преступлениям экстремистской направленности, совершенным на территории иных государств. При этом по отдельным подгруппам должны исследоваться:
    • уголовные дела, возбужденные следственными органами России по преступлениям экстремистской направленности, совершенным на территории иных государств гражданами России;
    • уголовные дела, возбужденные следственными органами России по преступлениям экстремистской направленности, совершенным на территории иных государств лицами, не являющимися гражданами России.

Любое ограничение должно быть соразмерным. Так, чтобы определить является ли отказ в выдаче осужденного за экстремизм Российским судом для отбытия наказания в государстве, гражданином которого этот осужденный является, соразмерным причинам, вызывающим нецелесообразность принятия решения об отказе в передаче, суду необходимо в каждом случае анализировать следующие обстоятельства:

  1. Степень обоснованности предположения, что такая передача не будет способствовать более быстрому исправлению осужденного за экстремизм.
  2. С позиции экстремистских настроений уровень нестабильности социальной и политической обстановки в государстве, запрашивающем о выдаче осужденного; используются ли руководством страны в управлении государством методы, содержащие элементы экстремизма; имеются ли в руководстве страны лица, поддерживающие экстремистские взгляды.
  3. Осужденный за экстремизм наказание отбудет в размере, определенном судом Российской Федерации, и не будет освобожден, если передать его государству, гражданином которого он является.
  4. Уровень угрозы для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности Российской Федерации (статьи 15, 30, 55 Конституции Российской Федерации) — в случае его освобождения иностранным государством от наказания, определенного судом Российской Федерации.

Учет названных обстоятельств важен с позиции неукоснительного международного положения и требования Российской конституции: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3 ст. 17 Конституции).

Д.Г. Янин

Примечания

 

  1. Бастрыкин А. И. Исключительное право // Российская газета. — 2015. — 24 июля.
  2. Выступление Президента Российской Федерации перед участниками заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» 22.10.2015 // Российская газета. — 2015. — 23 октября.
  3. Европейская конвенция о международной действительности судебных решений по уголовным делам» (ETS № 70) (Вместе с «Перечнем иных правонарушений, помимо правонарушений, рассматриваемых в соответствии с уголовным законодательством) // Международное частное право : сб. документов. — М. : БЕК, 1997.
  4. Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (Москва, 6 марта 1998 года) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. — 1998. — № 1.
  5. Конвенция о передаче осужденных лиц. Заключена в г. Страсбурге 21.03.1983 // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 45. — Ст. 5150.

 

Статья опубликована в журнале «ПРАВОПОРЯДОК: история, теория, практика» №4/2015.