Крайняя строгость закона — крайняя несправедливость © Марк Туллий Цицерон

Апартеид в Южной Африке

Сразу после прихода национальной партии к власти в Южной Африке в 1948 году, его про-белое правительство немедленно начало реализовывать политику расовой сегрегации на законодательном уровне. Позже эта политика получила название политики апартеида.

Одними из самых черных страниц в истории Южной Африки являются времена, когда режим апартеида являлся основой государственной политики. Именно в этой стране расизм был узаконен до конца ХХ века.

Во время режима апартеида все темнокожее население (а они составляли подавляющее большинство) будет вынуждено проживать в отдельных от белых людей районах и пользоваться государственными услугами в отдельных государственных учреждениях, созданных специально для цветных. Контакт между двумя частями населения в рамках различных рас будет строго ограничен. Несмотря на решительную и последовательную политику против режима апартеида за пределами Южной Африки, его законы оставались в силе в течение больше 50 лет.

Лишь только в 1991 году правительство президента де Клерка начало отменять большую часть законов, которые являлись основой политики апартеида.

Зарождение политики апартеида в ЮАР

Расовая сегрегация и превосходство белой расы стали центральными направлениями политики в будущем ЮАР задолго до начала режима апартеида. "Закон о земле" от 1913 года, который был принят всего после 3-х лет независимости ЮАР, положил начало территориальной сегрегации, заставляя черных африканцев жить в отдельных резервациях, и поставил их вне закона при распределении земли. Противники закона организовали Южно-Африканский национальный съезд, который позже стал Африканским национальным конгрессом.

Великая депрессия в США и Вторая мировая война послужили причиной глубоких экономических проблем в ЮАР, и это стало поводом для еще большего усиления политику расовой сегрегации для правительства.

В 1948 году Национальная партия африканеров выиграла всеобщие выборы под лозунгами "апартеида" (буквально — "отдельность"). Их целью было не только разделить белое меньшинство Южной Африки от темнокожего большинства, но и также разделить темнокожих друг от друга: африканеры хотели добиться раздробления черных южноафриканцев по племенному признаку в целях сокращения их политической власти.

Режим апартеида закрепляется законом

К 1950 году правительство запрещает браки между белыми и людьми других рас, сексуальные отношения между ними также становятся под запретом. Закон о регистрации населения 1950 года предусматривает базовые рамки классификации всех южноафриканцев по расовым признакам: банту (черные африканцы), цветные (смешанные расы) и белые. Позже в закон внесли поправку и добавили четвертую категорию — азиатов (индусы и пакистанцы). В некоторых случаях, закон разделял целые семьи: согласно предписаниям один из родителей мог быть классифицирован как белый, а его ребенок признан цветным.

Благодаря принятию земельных законов более 80% земли были выделены белому меньшинству, а черным с этого времени необходимо было иметь при себе документы, разрешавшие находится в том или ином районе. С целью ограничения контакта между расами, правительство апартеида организовало отдельные государственные учреждения для белых и темнокожих, профсоюзы для цветных были ограничены в полномочиях. Кроме этого, темнокожим воспрещалось становиться членами правительства.

Политика апартеида в ЮАР: отдельное развитие

Хендрик Фервурд, став премьер-министром Южной Африки в 1958 году, совершенствовал политику апартеида и в дальнейшем, называв режим "развитием по отдельности".

Закон "О самоуправлении" для банту в 1959 году создал для различных племен темнокожих 10 отдельных мини-государств, которые стали известны как "Бантустаны". Разделив чернокожих друг от друга, правительство могло утверждать, что нет никакого большинства. Кроме этого, такие шаги позволили обезопасить белых от объединения темнокожих в единую националистическую организацию. Каждый черный из "Бантустана" был наделен политическими правами в отдельном регионе, но именно это все больше отдаляло его от общего управления и участия в политических процессах в рамках целой страны.

Одним из самых нечеловечных процессов, которые происходили во времена режима апартеида, стал насильственный вывоз чернокожих с родных земель в "Бантустаны". Территории, где проживали черные, были теперь определены как "белые", и местные перед отъездом продавали им свои земли за гроши. По сути — это был обыкновенный грабеж чернокожего населения. С 1961 по 1994 годы более 3,5 миллиона человек были насильственно вывезены из своих домов в "Бантустаны", где были ввергнуты в нищету и безвыходность.

Противостояние политике апартеида в ЮАР

Сопротивление режиму апартеида в ЮАР принимало множество форм в течение многих лет: от ненасильственных демонстраций, протестов и забастовок до политической скрытой и открытой работы и в итоге — к вооруженному восстанию.

Совместно с Индийским национальным конгрессом, Африканский национальный конгресс организовал митинг в 1952 году, во время которого участники демонстрации сожгли свои документы, выполнявшие функцию пропусков. Группа, называющая себя Конгресс народа, приняла в 1955 году "Хартию свободы", в которой провозглашалось, что "Южная Африка принадлежит всем, кто в ней живет, неважно — черный он или белый". Правительство разогнало митинг. Во время разгона демонстрации было арестовано 150 человек, которых позже обвинили в государственной измене.

В 1960 году в поселке темнокожих Шарпевилле полиция открыла огонь по группе безоружных людей. По крайней мере, 67 черных были убиты и более 180 ранены. События в Шарпевилле убедили многих лидеров движений против политики апартеида, что они не смогут добиться свержения режима мирными средствами.

С этого момента было принято решение создать военизированную организацию при Африканском национальном конгрессе и других политических блоках. Но ни один из созданных блоков никогда так и не стал представлять какой бы то ни было серьезной угрозы для режима апартеида и правительства. К 1961 году большинство лидеров сопротивления были захвачены и приговорены к длительным срокам заключения либо казнены в тюрьме. Нельсон Мандела, основатель "Умконто сизве" ("Копье нации"), военного крыла Африканского национального конгресса, был заключен в тюрьму с 1963 по 1990 годы; его заключение обратило внимание международного сообщества на проблемы Южной Африки и помогло заручиться большей поддержкой в борьбе против апартеида.

Падение режима апартеида

В 1976 году, когда тысячи чернокожих подростков в Соуэто, поселке возле Йоханнесбурга, вышли на протест против требования об обязательном знании африкаанс (диалекте старо-голландского языка) для черных африканских студентов, полиция начала подавление протеста при помощи слезоточивого газа и пуль.

Демонстрации и правительственные репрессивные меры, которые последовали после этого, в сочетании с национальной экономической рецессией, обратили широкое внимание международной общественности к Южной Африке и разрушили миф о том, что апартеид привез мир и процветание на черный континент.

Генеральная Ассамблея ООН осудила режим апартеида в 1973 году, а в 1976 году Совет Безопасности ООН проголосовал за наложение обязательного эмбарго на продажу оружия в Южной Африке. В 1985 году Великобритания и США ввели экономические санкции в отношении страны.

Под давлением со стороны международного сообщества, правительство Национальной партии Южной Африки Питера Боты начало стремительные реформы, включая отмену законов о пропусках и запрет на межрасовые сексуальные и брачные отношения. Реформы не оправдали существующее правительство и не принесли каких-то существенных изменений, и к 1989 году Питер Бота под давлением ушел в отставку в пользу де Клерка.

Правительство Де Клерка впоследствии отменило "Закон о регистрации населения", а также большинство других законов, являвшихся правовой основой политики апартеида. Новая конституция, которая дала чернокожим и другим расовым группам право избирать, вступила в силу в 1994 году. Выборы, которые прошли в этом году, привели к власти коалицию с небелым большинством и стали символизировать закат режима апартеида в ЮАР.

К сожалению ожидания темнокожих жителей от перемен не оправдались. Как и раньше уровень жизни местных остается предельно низким. После прихода к власти и в органы правопорядка большого количества чернокожих, уровень преступности вырос до новых рекордных показателей. Многие из тех, кто жил при режиме апартеида и в момент периода его послабления, утверждают, что уровень жизни в то время был более высоким, чем сейчас.

 

Источник: http://nosecret.com.ua/