Крайняя строгость закона — крайняя несправедливость © Марк Туллий Цицерон Для жителя Челябинска по фамилии Шабалин (по его просьбе имя не раскрывается) поход в гипермаркет "Ашан" обернулся уголовным делом и судебным разбирательством длиною в год. После оплаты покупок охранник обнаружил в его корзине неоплаченные колбасу, сыр и другие товары. Шабалин признался, что забыл про эти товары и предложил оплатить их, на что сотрудники магазина ответили категоричным отказом и вызвали полицию. Сумма неоплаченных товаров превысила максимальный порог для административного правонарушения в тысячу рублей, а значит встал вопрос о возбуждении уголовного дела. Ежедневно в челябинских супермаркетах задерживают людей, совершающих кражи. По мнению правозащитников, в сложившейся ситуации виноваты не только покупатели, но и сами ритейлеры, не всегда заботящиеся о безопасности товаров. Вместе с тем не редки случаи, когда в краже подозреваются и ни в чем не повинные граждане. Действительно ли гражданин забыл оплатить товары или понадеялся на невнимательность кассира, разберется суд. Однако, по словам юристов, курирующих дело, стражи правопорядка допустили множество нарушений при задержании Шабалина: его увели в другое помещение, там же изъяли товар без составления акта, а к приезду следственной группы товар снова перенесли на кассу. "Мне показали только фототаблицу товаров, когда я попросил ознакомиться с вещдоками, мне пояснили, что они где-то лежат. Закончилось все тем, что через месяц мне сообщили, что товары были возвращены на хранение в супермаркет и там уничтожены", — рассказывает адвокат Дмитрий Янин. После мужчину отвезли в дежурную часть УВД, где продержали всю ночь без еды и воды, не давая возможности позвонить. "Они для него требуют уголовной ответственности. А ущерба фактически нет, потому что товар изъят, и платить ему не за что, это покушение на причинение ущерба. Возмещение здесь невозможно в принципе, моральный вред тоже не мог быть причинен, потому что "Ашан" — это юридическое лицо. Мы планируем заявить ходатайство о повторном вызове обоих понятых и того следователя, который их допрашивал одновременно", — сообщил Дмитрий Янин. В случае получения оправдательного приговора адвокаты Шабалина планируют жаловаться на действия правоохранительных органов. "Сейчас нет смысла писать жалобы, так как его считают лицом, совершившим преступление. Как показывает практика, нам, скорее всего, откажут", — отмечает адвокат Михаил Янин. На момент написания статьи в прессслужбе городской полиции не смогли подготовить комментарий по данной ситуации. "Будем выяснять. Пока не готовы ничего сказать", — ответила начальник отделения по связям со СМИ УМВД РФ по Челябинску Анжелика Мещерякова. Тем временем магазины самообслуживания продолжают терпеть убытки от воров. Как сообщают "Известия" со ссылкой на данные статистики ФНС, по итогам прошлого года число таких краж увеличилось в два раза, а общая сумма неоплаченных покупок доходит до одного миллиарда рублей. Мотивы совершения преступления различны — от желания поесть до спортивного интереса. Юристы напоминают, что данное деяние карается штрафом, исправительными работами или даже лишением свободы до двух лет по статье 158 Уголовного кодекса. Как отмечает коммерческий директор розничной сети "Проспект" Андрей Грибанов, 10% посетителей магазинов не будут воровать никогда, еще столько сделают это в любом случае, а 80% будут действовать по ситуации. "Работа по предотвращению потерь ведется постоянно. В магазине установлены видеокамеры, на самих товарах прикреплены различные датчики, — рассказал он. — Универсальные вещи, которые легко перепродать, например, кассеты для бритья, расположены в таком месте, где для того, чтобы их взять, нужно совершить несколько движений". Вместе с тем, как отмечают правозащитники, во многих магазинах самообслуживания не хватает камер хранения для личных вещей и "рамок", которые могли бы сигнализировать о том, что товар не оплачен. Это также провоцирует преступников на кражи. Региональный омбудсмен по правам человека уже не раз напоминал торговым сетям об этих недочетах. Чтобы случайно не забыть оплатить одну из своих покупок, правозащитники советуют челябинцам быть внимательными на кассе. Товар лучше всего складывать в специальную корзину или тележку, а не в личную сумку. Иногда случается, что порядочных покупателей задерживают по подозрению в краже. "Такая история произошла с моим племянником, — рассказывает Алексей Севастьянов. — Его задержали, подозревая, что он вынес товар, и продержали три часа. В результате ничего не было обнаружено, но перед ним даже не извинились". Если вас подозревают в том, чего вы не делали, лучше фиксировать все на камеру, оставаться на месте и ни в коем случае не уходить с охранником в "темные комнаты". По возможности лучше позвонить адвокату. Совершать обыск могут только сотрудники полиции в присутствии понятых".
Источники:
| |||
Всеми правами на сайт обладает Дмитрий Янин +7 908 827-55-14, +7 9000 780-522, |